Запоро́жец (укр. «Запорожець»; экспортное обозначение — Yalta / Eliette) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения
моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое
время сходившие с конвейера параллельно:
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей
конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением
консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель.
Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» — различные модификации ЛуАЗ-969.
[править] Популярность
«Запорожец» уверенно преодолевает глубокую лужу на грунтовой дороге
В СССР
автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени
за счёт относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысяч
советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными для инвалидов
механизмами управления. Такие версии в разговорной речи часто называли
«инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой)
через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось.
Необычная по советским меркам конструкция автомобиля нередко вызывала
неодобрительное отношение автолюбителей и послужила поводом для
появления многочисленных шуток и анекдотов. Однако справедливости ради
следует отметить, что в конце пятидесятых и первой половине шестидесятых
годов — период, на который пришлась разработка обоих поколений
«Запорожцев» — заднемоторная компоновка находилась на пике своей
популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались
производить даже в США (Chevrolet Corvair), не говоря уже о Европе, где в то время доминировали такие массовые модели, как Фольксваген Жук, Fiat 500 и Fiat 600 или Renault Dauphine и Renault 8.
Распространённость двухдверных кузовов в те годы также была намного
большей, чем в наши дни. На самом деле характерная для СССР ситуация,
когда за исключением «Запорожца» по сути все автомобили имели 4-5
дверей, была для того времени едва ли не уникальной. В Северной Америке
до конца семидесятых годов вообще больше половины выпускавшихся машин
имели двухдверные кузова; в Европе их популярность была меньшей, но всё
же в классах «Запорожца», да даже и «Москвича», основная масса продаж
приходилась именно на двухдверки, до самого массового распространения в
начале-середине семидесятых годов трёхдверных хетчбэков вроде Volkswagen Golf, Volkswagen Polo, Fiat 127
и аналогичных, которые впоследствии успешно заняли место аналогичных
«Запорожцу» двухдверных седанов в производственной гамме
западноевропейских автостроительных фирм.
Конвейерная судьба «Запорожца» не отличается от судьбы большей части
восточноевропейских моделей автомобилей. Если первое поколение (модель
ЗАЗ-965) было вполне современным на момент освоения в производстве, и
даже снято с конвейера ранее своего итальянского прототипа, то второе
(ЗАЗ-966/ 968) уже было вторично по отношению к первому в техническом
плане, и, в условиях роста кризисных явлений и последовавшей постепенной
стагнации экономики СССР на протяжении 1970-х и 1980-х годов,
выпускалось в течение десятилетий без существенных модернизаций, так что
уже к концу шестидесятых — началу семидесятых годов было по основным
показателям явно ниже среднего уровня европейских «одноклассников», что
усугублялось массовым переходом зарубежных производителей в этом классе к
переднему приводу, дававшему скачкообразный рост всего комплекса
потребительских качеств в сравнении со старыми заднемоторными и
построенными по «классической» схеме моделями.
В семидесятые и восьмидесятые годы же, на фоне повсеместного отказа
от заднемоторной схемы, бывшей в своё время — пятидесятые и большую
часть шестидесятых годов — доминирующей на европейских микролитражных
автомобилях, а также вообще быстрого развития дизайна и технологий,
«Запорожец» окончательно устарел и уже не пользовался большим спросом
даже на внутреннем рынке, несмотря на относительно низкую розничную
стоимость, постепенно переходя в узкую нишу специализированных
автомобилей для инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению.
После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса и потери заказов от российских органов собеса (по некоторым данным[источник не указан 275 дней] — до 50 % от объёма производства в восьмидесятые годы), ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск «Запорожцев».
[править] ЗАЗ-965/ 965А
-
Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год.
Основным прототипом ЗАЗ-965 был Фиат 600
(в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной
задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии), базовым образцом — Москвич-444, но конструкция была существенно переработана, а силовой агрегат разработан заново.
Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним
стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются
назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа,
четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер
двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние.
Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном
исполнении.
Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л.с.), одним глушителем (вместо двух), отсутствием декоративного молдинга на боковинах, подфарниками в крыльях (у ЗАЗ-965 — на крыльях).
[править] ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М
-
-
Ранний прототип «Запорожца» (ориентировочно, 1961 год).
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
Серийный «Запорожец» ЗАЗ-968.
Однако вследствие отсутствия у коллектива завода опыта («965-ю» модель разрабатывали на МЗМА в сотрудничестве с НАМИ),
а также недостатка финансирования постановка в производство растянулась
на долгие годы, а дизайн итогового варианта представлял собой
компиляцию элементов, позаимствованных у различных иностранных моделей
тех лет, главным образом, судя по всему, — западногерманского NSU Prinz
IV.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1974 год,
причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с
устаревшим 28-сильным двигателем — производство 1,2-литрового
40-сильного мотора МеМЗ-966 было готово лишь на следующий год.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971).
Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его
особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968. Модель
постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А,
который имел обновлённый внешний вид и ряд конструктивных изменений,
улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней
безопасности и «мягкой» панели приборов.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979
по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также
ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ или 1,2 л. и
мощностью 28, 41( Основная масса машин), 45 или 50 л.с.
От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и
интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь,—
больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была
радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно
избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но
добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его
коробки.Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными
возможностями. «968-я» модель была заменена на совершенно новый
автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.
[править] Экспортный вариант «Jalta» / «Eliette»
Наряду с базовыми модификациями автомобилей ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А, выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран третьего мира, где левостороннее движение) —
ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. Они имели торговое
обозначение Jalta («Ялта») или «Eliette» (в зависимости от целевого
рынка), и отличались от базовых моделей улучшенными потребительскими
качествами.
Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А»
улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида,
пепельницей, радиоприёмником, молдингами по бокам автомобиля и нижней
кромке багажника.
ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в
Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga N.V.
[править] Шутки о «Запорожце»
"Запорожец" на Крещатике ( Киев) используется для рекламы заведения общественного питания
Отчасти из-за непривычной для большинства населения заднемоторной
компоновки, малогабаритности и невысокого социального статуса марки, а
также не всегда достаточного качества изготовления, автомобили ЗАЗ
довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневиком»[1], ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой»[2] за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте. В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе»[3].
Также известны анекдоты о неудачных переговорах с концерном "Пежо"(др.
вариант — "Порше") из-за неблагозвучного названия совместной марки
машины.
|