ИжАвто» — автомобильный завод в Ижевске, Россия. Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Ижевский автомобильный завод». Сокращённое фирменное наименование — ОАО «ИжАвто».
Строительство завода началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны.
Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК».
С 1967 по 1971 год
в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и
сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные
достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов.
В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года,
в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после
чего объёмы производства выросли и до настоящего времени держатся
относительно стабильно.
В августе 2005 года
производство собственных моделей «Иж» (за исключением «Иж-27175»
(фургон на базе «Иж 2126»)) прекращено, в декабре прекращено
производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation.
С 2006 начат выпуск KIA Rio второго поколения.
В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, «Иж—27175».
[править] Кризис 2008—2009 годов и преодоление его последствий
До 2009 года ОАО «ИжАвто» входило в группу компаний «СОК» под руководством президента Юрия Качмазова. В 2009 году группа «СОК» продала компанию её менеджменту за сумму около $200 млн.[2] Позднее представители Сбербанка России, получившего в итоге за долги контроль над предприятием, обвиняли в связи с этим «СОК» в выводе активов автозавода[3],
и по подозрению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» было возбуждено
уголовное дело. В феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и
ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск[4].
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом,
на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец
марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство
заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 %
сотрудников — около 5 тыс. человек.[5]
В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено. В
августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской
Республики заявление о банкротстве.[6], и месяцем позднее она была признана банкротом[7].
С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010
года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали
определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объемы
производства.[8]
27 сентября 2010 года Ижевский автозавод отгрузил первые после возобновления производства 10 автомобилей ВАЗ-2104.[9] План на октябрь предусматривает производство 2484 автомобиля ВАЗ-2104 и Иж-27175.
Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является Сбербанк. Ранее он получил в качестве вариантов развития «ИжАвто» два бизнес-плана: корейского концерна Hyundai—Kia и альянса «АвтоВАЗ» —
Renault—Nissan. Корейцы планировали, что в октябре-ноябре 2010 года на
конвейере завода начнется сборка автомобиля Kia Spectra, в середине 2011
года — автомобиля Kia Sorrento. На декабрь был назначен старт
крупноузловой сборки грузовиков Hyundai. Однако 17 декабря 2010 года «Ростехнологии»
и подконтрольный им АвтоВАЗ в присутствии премьера Владимира Путина
подписали со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов
обанкроченного автозавода «ИжАвто». В результате Сбербанк переуступит
«Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» — на 5,23 млрд руб.
«Ростехнологии» покупают у Сбербанка задолженность «ИжАвто» за деньги
федерального бюджета. Предполагается, что производство «классики» будет
закрыто уже к концу 2011 года, и на мощностях «ИжАвто» сможет начать
сборку коммерческих машин альянс Renault-Nissan.[10]
В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии[7].
[править] Собственники и руководство
Основные акционеры на 10 февраля 2010 года[11][12]:
- ООО «Норэкс» (24,9974 %, владелец — Непрокин Владимир Александрович)
- ООО «Гросс» (24,9074 %, владелец — Евдокимов Александр Николаевич)
- ООО «Иж-Комплект» (24,8812 %)
- ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (24,6537 %)
[править] Хронология выпуска автомобилей
[править] Деятельность
В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц.[13]
В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд руб.; чистая прибыль составила 274 млн руб.[13]
|