ВАЗ-2102, «двойка» — советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа универсал. Серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1971 по 1985 год.
Является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошёл с конвейера Волжского автомобильного завода в 1971 году. Затем после начала выпуска преемницы — «Четвёрки» ВАЗ-2104 в 1984 году обе машины ещё год выпускались одновременно вплоть до снятия «Двойки» с производства летом 1985 года.
[править] Технические характеристики
Новая модель была во многом унифицирована с базовым седаном ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у ВАЗ-2101.
Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с
уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке. Сплошное
заднее сиденье раскладываемое, что позволяет получить горизонтальную
грузовую площадку. Номерной знак находится на задней двери, задние
фонари расположены вертикально. Технический уровень универсалов в то
время отличала слабая герметизация салона от пыли со стороны задней
двери и паров бензина через горловину бензобака. Для большего по массе
грузопассажирского ВАЗ-2102 пружины подвески и амортизаторы были
дополнительно усилены, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг
с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) при том, что
собственная масса автомобиля в сравнении с седаном ВАЗ-2101 возросла на 55 кг.
Автомобиль оснащался бензиновым двигателем мощностью 62 л. с.,
работающим на бензине АИ-93. Вследствие увеличившейся нагрузки на
двигатель и сцепление передаточное число главной пары увеличили с 4,3 до
4,44, применив так называемую грузовую шестерню.
В 1978 году был начат выпуск модификации ВАЗ-21021 с
четырёхцилиндровым 63-сильным двигателем ВАЗ-21011. Она предназначалась
преимущественно для экспорта, так же как и ВАЗ-21023 с карбюраторным
двигателем ВАЗ-2103 мощностью 77 л.с. В экспортном исполнении автомобиль
ВАЗ-2102 оборудовали стеклоочистителем и омывателем стекла задней
грузовой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.
В дальнейшем завод провел следующую модернизацию автомобилей:
- до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку;
- в 1983-м проведены изменения электрической части;
- карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976 года,
третьей серии 2101-1107010-03 (типа «ВЕБЕР») -с 1976 no 1978 год. С 1980
года на машины монтировали новые карбюраторы 2105-1107010-20 (типа
«ОЗОН»), которые, по отзывам фактически всех автолюбителей, хуже
предыдущих.
- В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали
устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01, 2-литровый
бачок омывателя стекла (не во всех) и ножное включение омывателя на
всех моделях, как на ВАЗ-21011.[источник не указан 184 дня]
- В период с 1982 по 1984 год вместе с рычагом привода клапанов
распределительные валы азотировали для обеспечения повышенной
коррозионной стойкости, износостойкости и сопротивления знакопеременным
нагрузкам. Проблему быстрого износа респредвалов решили только с
переходом к технологии с отбеливанием кулачков, что и закрыло тему
жуткого дефицита этой детали в конце 1970-х — первой половине 1980
годов. Отличие таких распредвалов — шестигранный поясок между третьим и
четвёртым кулачками.
- С 1983 года у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023
электрооборудование передней части автомобиля выполняли по схеме седана
ВАЗ-21013. С учетом западной тенденции с 1986 года устанавливали
топливные баки без сливных пробок.
- ВАЗ-2102 — Базовая модель имела двигатель ВАЗ-2101 рабочим объёмом 1,2 л и мощностью 62 л. с.
- ВАЗ-21021 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л[1] и мощностью 63 л. с.
- ВАЗ-21023 - Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1,45 л[1] и мощностью 71 л. с.
- ВАЗ-2801 Электро — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47
экземпляров. Нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала
специальная алюминиевая рама.
[править] В игровой,сувенирной индустрии и в кино
- В 1975 году ПО Тантал
была выпущена номерная модель ВАЗ-2102 А11. В таком виде, с
незначительными изменениями, модель выпускалась до ~1988 года, когда
номер с днища исчез и одновременно изменилось его крепление. В наши дни
модель по-прежнему выпускается Компанией "Холдинг Инкотекс" хотя и с
менее качественно отлитым кузовом.
- Компания «Холдинг ИНКОТЕКС» выпускает модели масшатаба 1:43. Со
штампом на днище «сделано в ссср, Made in USSR», надпись на упаковке -
«Автомобили России». Список некоторых моделей: «ГАИ» (жёлтого цвета),
«ГАИ» (белый), «Пожарный» (красный), «Почта России», «с багажником»
(синий), «Такси» (жёлтый). Цена на сайте «ScaleAuto» на апрель 2010 года - 200 руб.
- 18 августа 2009 года в журнальной серии "Автолегенды СССР" от издательства "ДеАгостини"
под номером 14 вышла оранжево-красная модель (кодовое название цвета -
"Коррида", каталожный номер цвета - "165") ВАЗ-2102. Цена на сайте «ScaleAuto» на июнь 2011 года - 490 руб.
Источник: http://пвап |