ВАЗ-2108 / Лада спутник — трёхдверный переднеприводный хетчбэк Волжского автозавода. Выпускался с 1984. В данный момент не производится. Выпускается его преемница — ВАЗ-2113,
которая внешне отличается от 2108 изменённой формой передка (крылья,
капот, оптика), другими бамперами, наличием пластиковых накладок на
порогах и спойлером на задней двери.
Ранее оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 куб.см. С 1994 года на эти машины стали устанавливаться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива, однако модели с карбюраторным двигателем продолжали выпускаться вплоть до 2002 года.
При сложенном заднем сидении машина трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный универсалу. На этом автомобиле впервые в модельном ряду ВАЗа[2] была применена пятиступенчатая коробка передач,
которая в дальнейшем стала устанавливаться на все модели семейства
«Самара». Также эти автомобили впервые в модельном ряду ВАЗа[3] стали окрашиваться металлизированными эмалями в серийном производстве[4]
Очевидные достоинства и преимущества автомобиля характерны для всех
моделей семейства «Самара»: высокие динамические и скоростные качества,
хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог, крепкие
бампера. Одно из главных достоинств автомобиля - это повышенная
ремонтнопригодность относительно предыдущих моделей ВАЗ. Отмечались и
существенные недостатки: уязвимость картера двигателя, дребезжащая
отделка салона из дешёвого жёсткого пластика,отсутствие правого бокового
зеркала и др.
Это один из первых в СССР неполноприводных автомобилей с передним приводом[5][6].
На сленге автолюбителей ВАЗ-2108 называют «восьмёрка» или «зубило» (за
характерный клиновидный силуэт и «заточенный» профиль передка).
С 1994 года Волжский автозавод выпускал ВАЗ-2108-91 с РПД ВАЗ-415 объёмом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6500 об/мин, но, конечно, ограниченными партиями.
[править] В поисках решений
Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов,
но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 70-х
годов прошлого века. При этом даже в условиях прекрасной европейской
дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной
проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого
управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение
силового агрегата и передних ведущих колёс при существовавшем тогда
уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса
компактнее и легче обычного. Проект переднеприводного автомобиля начал
разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 год на
заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов
переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года.
17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР
утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных
автомобилей[7].
К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция
будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в
феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Дизайн и некоторые
узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными
компаниями Порше и UTS[источник?].
Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля
объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём
выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в
одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими
колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми
«Жигулями» классической компоновки. Производство товарных автомобилей
начато в конце 1984 года, а в первой половине 1985-го автомобили стали
поступать в магазины.
[править] ВАЗ-2108 Лада Аэро
На базе ВАЗ-2108 для прогнозирования дистанции торможения воздушных
судов на взлетно-посадочной полосе аэропортов гражданской авиации был
специально разработан легковой автомобиль-измеритель коэффицента
сцепления взлетно-посадочной полосы ВАЗ-2108 Лада Аэро[8]
Автомобиль Лада Аэро может измерять величину коэффициента сцепления
пневматического колеса с поверхностью покрытия; скорость движения, при
которой начинается аквапланирование подторможенного колеса. Автомобиль
обрудован лабораторной аппаратурой документальной регистрации
коэффицента сцепления, в которую входят перепрограммируемый компьютер и
печатающее устройство[9].
[править] ВАЗ-2108 в кино
[править] В игровой и сувенирной индустрии
- В 2009 году модель ВАЗ-2108 в масштабе 1:43 вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини».
- С 1989 года выпускается заводом "Тантал" (1:43), хотя с конца 90х наблюдаются большие нарушения в отливке кузова.
- Также модель производится китайской фирмой Welly в масштабе примерно 1:34.
|