LADA-2105 (ранее обозначался ВАЗ 2105[1]), «пятёрка» — советский и российский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Мелкосерийное производство начато в октябре 1979, полномасштабное производство резвёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. Являлся самым дешёвым автомобилем на российском рынке (цена — 178 000 рублей),
в основном из-за наименьшей комплектации (только самые необходимые
органы управления и средства комфорта) и наибольшего морального
устаревания. В 2010 году ВАЗ прекратил выпуск LADA-2105 потому что из
класического семейства спрос на "пятёрку" составлял лишь 23%. Последний
экземпляр цвета мускари выпущен 30 декабря 2010 года. Изначально выпуск
хотели продолжить на ИжАвто, но потом от этой идеи отказались, так как унификация с LADA-2107 была настолько сильна, что выгоднее стало выпускать одну модель.
Модель ВАЗ-2105 разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее
выпускаемых моделей в рамках «второго» поколения заднеприводных
автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101 «Жигули».
Первые опытно-промышленные партии ВАЗ-2105 были произведены в конце
1979 года, а полномасштабное производство началось с 25 января 1980
года. На базе модели 2105 позже были освоены «люксовый» седан ВАЗ-2107 и универсал ВАЗ-2104. С 1995 до 2006 года с использованием узлов и агрегатов ВАЗ/LADA-2105 мелкосерийно производился пикап/фургон ВИС-2345.
- LADA-2105 — с карб. двигателем ВАЗ-2105 (1,29 л, 63,6 л.с., 92 Н·м) и 4-ст. КПП;
- LADA-21050 — с двигателем ВАЗ-2105 и 5-ст. КПП;
- LADA-21051 — с карб. двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л, 58,7 л.с., 85 Н·м) и 4-ст. КПП;
- LADA-21053 — с карб. двигателем ВАЗ-2103 (1,45 л, 71,4 л.с., 104 Н·м) и 5-ст. КПП;
- LADA-21053-20 — с моновпрысковым двигателем ВАЗ-2104 (1,45 л, 71,4 л.с., 110 Н·м, Евро-2) и 5-ст. КПП;
- LADA-21054 — мелкосерийная спецмодификация для ГИБДД, МВД и ФСБ с
карб. двигателем ВАЗ-2106 (1,57 л, 80 л.с., 122,5 Н·м), оснащавшаяся
дополнительными бензобаком и аккумулятором.
- LADA-21054-30 — с двигателем ВАЗ-21067 (распределённый впрыск, 1,57 л, 72 л.с., 116 Н·м, Евро-3) и 5-ст. КПП;
- LADA-21055 — мелкосерийная модификация для такси с дизелем ВАЗ (БТМ)-341 производства Барнаултрансмаш (1,52 л, 50,3 л.с., 92 Н·м);
- LADA-21057 (LADA Riva) — экспортный вариант ВАЗ-21053 с
правосторонним рулём и двигателем с моновпрыском (Евро-1), выпускался в
1992—1997 годах для рынков Великобритании и стран с левосторонним
движением;
- LADA-21058 (LADA Nova) — экспортный вариант ВАЗ-21050 с
правосторонним рулём, выпускался в 1982—1994 годах для рынков
Великобритании и стран с левосторонним движением;
- LADA-21059 — мелкосерийная спецмодификация для ГАИ, МВД и КГБ с роторно-поршневым двигателем Ванкеля ВАЗ-4132 (1,3 л, 140 л.с., 186 Н·м);
- ВИС-2345 — пикап полурамной конструкции на базе ВАЗ-21053 и 21054, производился фирмой ОАО ВАЗИНТЕРСЕРВИС с 1995 по 2006 год.
С 2005 года, в рамках введения ОАО «АвтоВАЗ» новой системы наименований своей продукции автомобиль стал называться Lada 2105[2].
На 2010 год в серийном производстве на АвтоВАЗе оставалась модификация Lada 21054-30-011 [3] с двигателем ВАЗ-21067 с распределённым впрыском, отвечающим экологическому классу Евро-3.
Модификация LADA-21054-30-011, отличающаяся окраской кузова в цвет
«металлик» введена в январе 2010 года благодаря закрытию сборочной линии
«классики» и переносу производства автомобилей Lada 2105/2107 на одну
линию с Lada Samara[4].
В России стабильный спрос на «классику» сохраняется, прежде всего,
благодаря заградительным пошлинам на ввоз подержанных иномарок.А также
низкой стоимости этого автомобиля (199900 рублей на январь 2011 по данным с сайта АвтоВАЗа),
повсеместной доступности комплектующих, досконально изученной
ремонтниками и автомобилистами конструкции допускающей «гаражное»
обслуживание и ремонт. Спрос на эту модель подхлестнула и программа утилизации автомобилей,
в рамках которой последние остающиеся в производстве «классические»
модели ВАЗ оказались крайне востребованы, программа призванная увеличить
спрос со своей задачей справилась и чтоб не терять прибыль АвтоВАЗ к
началу одиннадцатого года скорректировал цену на свою продукцию ,
примерно на стоимость сертификата.[5] После прекращения в ноябре 2008 года выпуска микролитражки «Ока»
СеАЗ-11116 седан Lada 2105 стал самым дешёвым легковым автомобилем на
российском рынке. Вместе с тем, уникальная доступность автомобиля
достигается в основном за счет предельно аскетичной комплектации
(например, с 2009 года машины перестали оснащать даже суточным
километражным счетчиком) и того, что модель безнадежно устарела по всем
показателям: в январе 2010 года исполнилось тридцать лет с начала
серийного выпуска «пятерки», а дизайн и сама концепция автомобиля,
разработанного, как и вся вазовская «классика», на базе Fiat 124, —
вообще из середины 60-х. Тем не менее, АвтоВАЗ не планирует снимать
«классические» модели с производства как минимум до 2012 года.
26 августа 2010 года АвтоВАЗ объявил о переносе производства (включая
штамповку, сварку и окраску кузовов) автомобилей Lada пятой и седьмой
моделей на ОАО «ИжАвто» (г. Ижевск)[6],но
30 декабря 2010 года с вазовского конвеера сошёл последний экземпляр
ВАЗ 2105. Прекращение производства АвтоВАЗ объяснил низким спросом на
эту модель из всего класического семейства (23%)[7]. Так из "классики" останутся только ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104.
[править] Интересные факты
- Хотя «пятёрка» прожила дольше, чем «шестёрка» (31 год против 30
лет), «пятёрок» выпущено в 2 раза меньше, чем «шестёрок» (2 миллиона
против 4,3 миллионов).
[править] В игровой и сувенирной продукции
- Модель автомобиля ВАЗ 2105 (А39) выпускалась заводом Радон с 1984 по 1987 год.
- В настоящее время выпускается холдингом Инкотекс.
- В компьютерной игре Project I.G.I.: I'm Going In — встречается по меньше мере два раза. Цвет красный.
- 21 июня 2011 года, выйдет в свет коллекционная модель автомобиля
«ВАЗ-2105», в масштабе 1/43 от фирмы «Деагостини», в рамках проекта
«Автолегенды СССР».Модель окрашена в красный цвет.
[править] ВАЗ/LADA 2105 в кино
|